Авторская образовательная программа Е.Н.Леонтьевой "Топонимия родного края"

E-mail Печать PDF

Леонтьева Елена Николаевна,

учитель чувашского языка и КРК

 

 

Авторская дополнительная образовательная программа

 

Топонимия родного края

(на фактологическом материале территории  Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики)

 

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа направлена на то, чтобы ознакомить учащихся с областью лингвистического краеведения – топонимикой.  На занятиях курса учащиеся получат топонимические знания, познакомятся с историей родного края, его уникальным прошлым, с происхождением географических наименований, с историей их возникновения. Для топонимических исследований будут привлечены архивные материалы, документальная, научно-популярная и художественная литература о родном крае, географические карты, карты-схемы, словари (двуязычные: чувашско-русские и русско-чувашские и другие тюркские и финно-угорские; толковые; терминологические; этимологические; энциклопедические; ономастические (топонимические, словари имен).

Предполагается сбор, изучение, научно-популярное описание всевозможных названий  малых географических объектов, входящих в Яндобинское сельское поселение Аликовского района Чувашской Республики (сюда входят  12 деревень:  Выр=с Сур=м (Русская Сорма), Самушка (Самушкино), Сатлайка (Сатлайкино), Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы),  Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +.нкас (Синкасы), Кивкас (Кивкасы), Ш=накасы (Чиришкасы). Учащиеся школьного возраста из этих деревень обучаются в МОУ «Яндобинская СОШ» Аликовского района Чувашской Республики.

Предполагается проведение экскурсий, посещение краеведческого музея села Русская Сорма (Вырёс Сурём сали) Аликовского района Чувашской Республики.

На основе настоящей дополнительной образовательной программы  «Топонимия родного края (на фактологическом материале территории  Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики)» предполагается и можно осуществить сбор, изучение и научно-популярное описание всевозможных названий малых географических объектов по всей территории Чувашской Республики в чувашских селениях вне республики (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Ульяновская область, Кемеровская область, Оренбургская область и др.), где компактно проживают чуваши.

Актуальность: сбор названий малых географических объектов (микротопонимов)  в связи с возможностью исчезновения  как самих объектов, так и их названий.

Цель: через изучение микротопонимов родных мест, помочь учащимся ближе и глубже познать свой родной край, привить интерес к изучению его истории и названий местных географических объектов.

Задачи курса:

- знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала и составление топонимических карточек, обозначение названий малых географических объектов на картах-схемах, составление местного словаря (микротопонимикона);

- формирование навыка поисковой, исследовательской, научно-познавательной деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог со старожилами; правильная подача фактологического материала;

- дать учащимся представление о роли  микротопонимов в жизни человека и общества;

- воспитание чувства гордости и уважения к языковой культуре, истории родного края как неотъемлемой  части духовной культуры России;

- публикация в районной газете «Пурнăç çулĕпе» (По жизненному пути) результатов исследования по топонимии исследуемой территории;

- обогатить словарный запас учеников.

Отличительная особенность данной дополнительной программы заключается в том, чтобы активизировать интерес познавательной деятельности учащихся, научить самостоятельно работать с источниками, выявить и правильно описать собранный материал. Учащиеся должны получить новые знания, которые не содержатся в базовых школьных программах. А также должны научиться писать и оформлять исследовательские работы, научные статьи по выбранным темам и уметь защищать свои  работы, сопровождая карта-схемами, таблицами, графиками, иллюстрациями и мультимедийными презентациями.

Курс рассчитан на 33 часа и предполагает занятия 1 раз в неделю в течение учебного года  с учащимися 5-9 классов  с различным уровнем обученности, проявляющих большой интерес к изучению местных географических названий, истории родного края.

Срок реализации рассчитан на 1 год.  Этапы программы: первый этап (1 раздел) – подготовительный, второй  (2 раздел) – основной, третий (3 раздел) – творческий.

Формы и режим занятий: обзорные лекции, беседы, сообщения учащихся, встреча со старожилами, интервьюирование, творческие работы (альбомы, сочинения, заметки, стихи, очерки, рассказы, фотографии),  проведение экскурсии, посещение музеев, работа с (книгами, различными словарями, архивными документами, газетными материалами), игры-соревнования, конкурсы (викторины, инсценировки, ребусы, кроссворды, сценарии) и т. д.

 

Формы деятельности:

- коллективная;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная.

 

Должны знать:

- основные топонимические понятия, как топоним, топонимика, топонимия, топонимикон; гидроним, гидронимика, гидронимия, гидронимикон и т. д.;

- исторические факты,  связанные с  родными  местами;

- историю своего села, деревни;

- микротопонимы своего населенного пункта.

 

Должны уметь:

- пользоваться   литературой, двуязычными словарями, диалектологическими, энциклопедическими, терминологическими, топонимическими, этимологическими, семнадцатитомным «Словарем чувашского языка» Н.И. Ашмарина, разными источниками;

- правильно составить вопросник и описать собранный материал;

- задавать вопросы информантам, правильно записывать материал с учетом диалектов языка; ставить ударения над названиями;

- перерабатывать полученную информацию по тематике;

- систематизировать, классифицировать собранный материал;

- делать выводы на основе полученной информации;

- грамотно оформить текст, обосновать результаты работы;

- написать исследование и выступить с докладом;

- презентовать обработанный материал.

 

Ожидаемый результат:

1) образовательный:

а) получение знаний  о топонимике как разделе лингвистики;

б) повышение качества географических, топонимических и языковедческих знаний и умений учащихся;

в) приобретение умений работы с различными источниками информации;

г) повышение качества знаний и мировоззрения  учащихся;

д) рост самостоятельности учащихся во время урочной и домашней работы;

2) воспитательный:

а) формирование интереса и любви к родному краю;

б) стремление понять и раскрыть тайны названий малых географических объектов территории  Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики;

3) коммуникативный:

а) развитие речи учащихся;

б) умение самостоятельно подготовить как устное, так и письменное сообщение.

Данный  курс позволяет ученикам разного возраста (5-9 классы) выступать в роли исследователей. Научно-поисковая деятельность позволяет учащимся собрать, правильно записать, классифицировать, отметить на карта-схемах местные микротопонимы.

 

Способы проверки:

- написание рефератов, докладов, сочинений, эссе, стихотворений, научной статьи;

- защита проектов, научных статей, презентаций;

- участие в играх, викторинах;

- показ стенных газет, фото-стендов, папок-раскладушек,  различных таблиц, карта-схем, картотеки, вопросника, буклетов, брошюр;

- проведение тестов.

 

Формы подведения итогов:

- ознакомление печатными материалами с их дальнейшими обсуждениями;

- участие на школьных, районных и республиканских научно-практических конференциях с докладами, научными статьями;

- организация выставки по исследовательским работам учеников;

- организация фестивалей в целях помощи учащимся почувствовать величие знаний своих родных мест, гордиться историей, культурой, знанием тайн того или иного названия малого географического объекта, полюбить свой край.

 

Методологической основой данной дополнительной образовательной программы «Топонимия родного края (на фактологическом материале территории  Яндобинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики)» являются труды исследователей ономастики и топонимики.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

 

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

 

 

Раздел 1. Подготовительный этап

 

8

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Ученые-топонимисты, сделавшие важный вклад в топонимику

2

1

1

3.

Ономастика – как раздел лингвистики

1

1

 

4.

Топонимика

 

2

1

1

5.

Ойконимы (названия деревень). Истории сел и деревень

2

1

1

 

Раздел 2. Основной этап

 

14

 

 

6.

Одонимы (названия улиц)

 

2

1

1

7.

Гидронимы (названия водных объектов)

 

3

1

2

8.

Агроонимы (названия полей, лугов)

 

2

1

1

9.

Оронимы (названия возвышенностей, гор)

 

2

1

1

10.

Дромонимы (названия путей, дорог)

 

2

1

1

11.

Дримонимы (названия  лесов, рощ, посадок)

 

2

1

1

12.

Некронимы (названия кладбищ, скотомогильников)

 

1

1

1

 

Раздел 3. Творческий этап

11

 

 

13.

Топонимы в литературных произведениях наших земляков, в легендах и преданиях

 

2

 

2

14.

Занимательная топонимика

 

2

 

2

15.

Организация исследовательской деятельности

4

 

4

16.

Итоговое занятие. Научно-практическая конференция

3

 

3

 

Итого:

33

12

21

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

Теоретическое занятие: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с курсом. Цели и задачи курса.

 

Тема 2. Ученые-топонимисты,  сделавшие важный вклад в топонимику.

Теоретическое занятие: Изучение чувашских топонимов. Записи Ахмеда  Ибн Фадлана,  материалы  Г.Ф.  Миллера, труды В.В.  Радлова,  И.А.  Износкова,                         Н.И. Золотницкого,  В.К. Магницкого, Н.И. Ашмарина, К.В. Элле, Б.А. Серебренникова,  Г.Е.  Корнилова,  В.А. Нестерова, Н.И. Егорова, Л.П. Сергеева, А.А Сосаевой и др.

Практическое занятие: Ознакомление с литературой и научными статьями топонимистов.

 

Тема 3. Ономастика  -  раздел лингвистики.

Теоретическое занятие: Что такое ономастика?  Разделы ономастики. Место ономастики  среди других гуманитарных наук.

Практическое занятие: направления ономастики: топонимика, антропонимика, космонимика, астронимика, зоонимика, хрематонимика, теонимика.

Тема 4. Топонимика.

Теоретическое занятие: Что такое топонимика? Чем отличаются  микротопонимы и макротопонимы? Виды топонимов.

Знакомство с республиканской программой туристско-краеведческого движения учащихся «Эткер».

Практическое занятие: топонимические понятия: топоним, топонимика, топонимия, топонимикон и др.

 

Тема 5. Ойконимы  (названия деревень). Истории сел и деревень.

Теоретическое занятие: История сел и деревень, появление населенных пунктов.

Практическое занятие: Ознакомление с книгами  В.А. Нестерова (Населенные пункты Чувашской АССР…),  Л.А. Ефимова (Эл\к ен\), семнадцатитомным «Словарем чувашского языка» Н.И. Ашмарина, газетными публикациями о родной деревне, документами школьного музея.

Определить историю заселения жителей деревень, почему выбрано место у реки и леса. Записать у старожил легенды образования сел или деревень (Пример: Выр=с Сур=м сали (с. Русская Сорма), название села. Назван так, так как основателями села были русские. Сравните: Чăваш Сурăм сали (с. Чувашская Сорма).

 

Тема 6. Одонимы (названия улиц).

Теоретическое занятие: Виды одонимов и их классификация. Одонимы наших окрестностей. Почему они так названы.

Практическое занятие: Ознакомление  с  материалом  статьи  А.А.  Сосаевой

(О чувашских названиях улиц???)? Выяснить название улиц (старые названия, новые названия, переименованные).  Анализ и систематизация. Обозначение на карта-схеме (Пример: Аялти урам, название улицы. Улица названа так от того, что находится в нижней части деревни).

 

Тема 7. Гидронимы (названиях водных объектов).

Теоретическое занятие: Виды гидронимов и их классификация.

Практическое занятие: Систематизация названий по видам гидрообъектов. Запись легенд, связанных с названиями водных объектов. Обозначение на карта-схеме (Пример: Вутлан /Вотлан ¸ырми, название оврага. Название оврага дано по названию деревни Вотлан).

Тема 8. Агроонимы (названия полей, лугов).

Теоретическое занятие: Виды агроонимов и их классификация.

Практическое занятие: Систематизация названий по видам  агроонимов. Запись легенд, связанных с названиями полей, лугов. Выяснение этимологии. Обозначение на карта-схеме (Пример: Малти  ул=х, название луга. Назван по месту расположения).

Тема 9. Оронимы (названия возвышенностей, гор).

Теоретическое занятие: Виды оронимов и их классификация.

Практическое занятие: Запись легенд, связанных с названиями возвышенностей, гор. Выяснение этимологии. Обозначение на карта-схеме (Пример: Макар твайкки, название горки. Названа так от того, что горка (возвышенность) расположена недалеко от дома Макара).

Тема 10. Дромонимы (названия путей, дорог).

Теоретическое занятие: Виды дромонимов и их классификация.

Практическое занятие: Запись легенд, связанных с названиями путей, дорог. Выяснение этимологии. Обозначение на карта-схеме (Пример:  Самушка ¸ул\, название   дороги. Дорога ведущая в д. Самушкино).

Тема 11. Дримонимы (названия лесов, рощ, посадок).

Теоретическое занятие: Виды дримонимов и их классификация.

Практическое занятие: Запись легенд, связанных с названиями лесов, рощ, посадок. Выяснение этимологии. Обозначение на карта-схеме (Пример:  Укрой, название леса. Назван так, потому что там раньше  укрывался вор по имени Розокайка).

Тема 12. Некронимы (названия кладбищ, скотомогильников).

Теоретическое занятие: Выяснить названия кладбищ и  скотомогильников. Их месторасположение. Почему их так называют. Ознакомление с книгой А.К. Салмина «Система верований чувашей».  С. 142-146.

Практическое занятие: Запись легенд, связанных с некронимами. Обозначение на карта-схеме (Пример: Сатлайка çăви, название кладбища. Назван так, так как рядом расположена д. Сатлайкино).

 

Тема 13. Топонимы в литературных произведениях наших земляков,  в легендах и преданиях).

Практическое занятие: Изучение книги (Чувашское народное творчество. Мифы. Легенды. Предания. Чебоксары, 2004) и произведений наших земляков. Ученики по заданию (выборочно) пишут  мини-сочинения, эссе, заметки, стихи, очерки, рассказы по преданиям и легендам.

Тема 14. Занимательная топонимика.

Практическое занятие: Развитие творческой деятельности учащихся. Ученики выборочно составляют ребусы, кроссворды, викторины, инсценировки; сценарии КВН, классных часов по происхождению топонимов с приглашением родителей, жителей населенного пункта.

Тема 15. Организация исследовательской деятельности.

Практическое занятие: Систематизировать и классифицировать собранный материал. Грамотно оформить         текст, обосновать результаты работы. Подготовка исследовательских работ, создание мультимедийных презентаций.

Тема 16. Итоговое занятие. Научно-практическая конференция.

Подведение итогов занятий кружка. Участие на школьной научно-практической конференции по выбранным темам. Защита презентаций. Организация выставок и фестивалей по исследовательским работам учеников.

 

Методическое обеспечение

1.  Формы занятий:

1)  По первому разделу планируется:

- обзорная лекция;

- выставка;

- посещение музеев;

- тестирование.

 

2)  По второму разделу:

- лекция-конспект;

- беседа;

- встреча со старожилами;

- интервьюирование;

- проведение экскурсии;

- сообщения учащихся;

- практическая работа.

 

3)  По третьему разделу:

- практическая работа по темам;

- беседа;

- игры-соревнования;

- творческие работы;

- конкурсы.

 

2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

- объяснительно-иллюстративные;

- сообщение новых знаний;

- использование наглядности;

- практические;

- поисковые;

- исследовательские;

- новые информационные технологии.

 

3. Дидактический материал:

- материалы школьного музея;

- наглядные пособия;

- собранный  фактологический материал;

- анкеты;

- вопросники;

- карточки с заданиями;

- карта-схемы;

- статьи, монографии, книги, учебные пособия, словари по топонимике.

 

4. Техническое оснащение занятий:

- фотоаппарат;

- видеокамера;

- диктофон;

- компьютер;

- принтер;

- ксерокс;

- сканер;

- мультипроектор;

- диски;

- флэшка;

- интерактивная доска.

 

5. Формы подведения итогов по разделам:

1) По первому разделу:

- проведение экскурсии по музеям;

- встречи с учеными-языковедами, с авторами районной энциклопедии;

 

2) По второму разделу:

- создание карта-схем;

- творческие работы;

- создание «копилки» музея.

 

3) По третьему разделу:

- печатные материалы;

- участие на школьных, районных и республиканских научно-практических конференциях;

- выставки учеников;

- организация фестивалей.

 

Список использованной литературы

(для учащихся)

1. Аликовская энциклопедия.  Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009.

2. Андреев В.В., Данилова М.Г. Ч=ваш терминологий\: п\т\м\шле ыйтусем, ч\лхе п\л\в\н термин\сем. Шупашкар, 2001.

3. Ашмарин Н.И. Ч=ваш с=мах\сен к\неки. 1-17 тт. Шупашкар, 1994-2000.

4. Ефимов Л.А. Эл\к ен.  Историпе краеведени очерк\сем. Эл\к, 1994.

5. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2001.

6. Наумов Н.Е. Кулленхи п\лъ к\неки. Шупашкар, 2002.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 2. М., 1994.

8? Подольская И?В? Словарь русской ономастической терминологии? М?: 1978?

9? Поспелов Е?М? Топонимика в школьной географии? – М?: 1981?

10? Поспелов Е?М? Школьный топонимический словарь? – М?: 1988?

11? Преображенский А?Г? Этимологический словарь русского языка? М?: 1958?

12. Русско-чувашский словарь. М., 1971.

13.Сергеев Л.Р., Сергеева Т.Н., Матвеев Н.В. Муркаш район\нчи ял яч\сем: Словарь. – Шупашкар, 2010. – 72 с.

14. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1964-1973.

15.  Федотов М.Р. Этимологический словарь чувашского языка. Т. 1–2. Чебоксары, 1996.

16. Чувашское народное творчество. Мифы. Легенды. Предания. Чебоксары, 2004.

17.  Чувашско-русский словарь. М., 1985.

18.  Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.

(для учителя)

Агеева Р. А. Происхождение имен рек и озер. — М.: Наука, 1985. — 144 с.

Андреев И. А. Ёын яч\сем. Шупашкар, 1983.
Барашков В. Ф. Знакомые с детства названия. — М.: Просвещение, 1982. — 111 с.

Барашков В. Ф. Топонимия Ульяновской области. — Ульяновск: Пед. ин-т, 1974. — 80 с.

Белоусов Д?А? Литературно-краеведческий кружок в сельской школе% Из опыта работы учителя. – М?% Просвещение: 1987?

Вестник ЧРИО? Вып? 4? Учебные программы элективных курсов по гуманитарным дисциплинам для учащихся 9 классов основной общеобразовательной школы. Чебоксары: 2004?
Галкин И. С. Тайны марийской ономастики, — Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1985. — 96 с.
Горцев В. И. Саратовская область в географических названиях. — Саратов: Изд-во СГУ, 1984.—144 с.
Инжеватов И. К. Топонимический словарь Мордовской АССР: Названия населенных пунктов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. — 224 с.
Масленников В. Г. Морская карта рассказывает. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Воениздат, 1986. — 368 с.

Магницкий В?К? Чувашские языческие имена? Казань: 1905?        
Мурзаев Э. М. Топонимика популярная. — М.: Знание, 1973. — 64 с.
Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. — М.: Мысль, 1974. — 382 с.
Мурзаев Э. М. География в названиях. — 2-е изд., перераб, и доп. — М.: Наука, 1982. — 176 с.
Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов.— М.: Мысль, 1984.— 653 с.
Нерознак В. П. Названия древнерусских городов. — М.: Наука, 1983.— 208 с.

Нестеров В. А. Над картой Чувашии: Историко-топонимические заметки. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1980. — 144 с.

Нестеров В?А? Населенные пункты Чувашской АССР? 1917–1981годы? Справочник об административно-территориальном делении? Чебоксары: 1981? – 352 с?

Ономастика и языки Урало-Поволжья% Материалы региональной конференции? Чебоксары: 13-14 ноября 1997 года? Чебоксары: 2002?
Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. — М.: Мысль, 1966.— 509 с.
Никонов В. А. Введение в топонимику. — М.: Наука 1965. — 179 с.
Попов А. И. Географические названия: Введение в топонимику. — М.; Л.: Наука, 1965.— 181 с.
Попов А. И. Названия народов СССР: Введение в этнонимику. — Л.: Наука, 1973.— 170 с.
Поспелов Е. М. Топонимика и картография. — М.: Мысль, 1971.— 256 с.
Поспелов Е. М. Топонимика в школьной географии, — М.: Просвещение, 1981.— 144 с.
Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. — М.: Просвещение, 1988. — 132 с.

Салмин А?К? Система верований чувашей? Чебоксары? 2004? _ 208 с?

Сергеев Л? П? Диалектологический словарь чувашского языка? Чебоксары: 1965?

Сергеев Л?П? Ономастика? Антропонимика? Топонимика // Чёваш сёмах.? Шупашкар: 1994? С? 48–119?

Сосаева А?А? Анкета по собиранию чувашской топонимики? Чебоксары: 1995?

Сосаева А?А? Об особенностях географических терминов в ойконимах Чувашии // VI конференция по ономастике Поволжья? Волгоград: 1989? С? 122–124?

Сосаева А?А? О чувашских названиях улиц//Чувашский язык и литература% теория и методика% Сборник статей на чуваш? и рус? яз? Чебоксары: 1999? С? 117-122?

Сосаева А?А? Тёван тавралёха т.пчер // Халёх шкул. / Народная школа? 1997? №1? С? 79–81? [Будем изучать родной край?]
Суперанская А. В. Что такое топонимика? — М.: Наука, 1985. - 182 с.
Топонимика на службе географии («Вопр. географии», сб. НО). — М.: Мысль, 1979. —208 с.

Трубе Л. Л. Как возникли географические названия Горьковской области, - Горький: Кн. изд-во, 1962. - 192 с.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся? Краеведческие задания: методическое пособие? Чебоксары? 2003?

Чувашское языкознание (1730-2002)% Библиографический указатель в 2-х ч? Сост? Е?И? Батченко? Чебоксары% ЧГИГН: 2004?

 

 

 

 

 

 

 

Обновлено 18.04.2013 14:31  
© 2018 Лицей 44. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.