Творческая мастерская «В мире фразеологии» (Т.П.Земскова)

E-mail Печать PDF

Творческая мастерская «В мире фразеологии»

(для учеников 5-7-ых классов)

Т. П. Земскова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары

Мастерская - это встреча заинтересованных в общении учеников, совместная  работа  над проблемами и темами, выходящими за рамки школьных предметов, место, где рождается новое знание.

Цели и задачи:

обучающие: научить узнавать в речи фразеологизмы, умело их использовать, выяснить, какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи,

развивающие: развивать умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи,

воспитывающие: прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, сопровождающая работу в мастерской, карточки для работы по группам, смайлы для оценивания.

Ход творческой мастерской.

1. Погружение.

Вступительное слово ведущего (им может быть учитель или ученик)

Ведущий:

Мастерская - это встреча заинтересованных в общении учеников, совместная  работа  над проблемами и темами, выходящими за рамки школьных предметов, место, где рождается новое знание. Тема нашей мастерской "В мире фразеологии".

2. Целеполагание

Ведущий:

В любой мастерской каждый, кто пришел, должен определиться, зачем он здесь. Мы предлагаем участникам ответить на вопрос «Почему я хочу работать в творческой мастерской «В мире фразеологии?»

Начинаться ответ должен словами: «Я хочу работать в творческой мастерской, потому что…»

Ученики формулируют цели, например:

1.«Хочу изучить новый для меня материал».

2. «Желаю знать, пригодится ли в жизни изученный материал».

3. Мечтаю за работу на уроке получить положительную оценку».

3. Выявление уровня ассоциативного мышления.

Ведущий даёт задание:

- Всмотритесь в тему мастерской. На основе ассоциаций допишите предложение: «Фразеология – это…».

Ученики:

Размышляют. Записывают на листочках-стикерах свои продолжения. Листочки прикрепляются к доске. Все вместе определяем, что объединяет фразы и выписываем общие слова на отдельной доске.

Делаем вывод, например, Фразеология – (от греч. «phrasis» - выражение и «logos» - «учение») раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

4. Выступление учеников с результатами опросов учеников и родителей.

Ведущий: Теперь предлагаем познакомиться с результатами опроса среди  учеников и их родителей.

Опрос проходил среди учеников 5-х и 7-ых классов

Ученики выступают с сообщением: «Опрос учеников 5 классов и их родителей».

Вопрос №1: Что такое фразеологизм?На вопрос №1 из 80 учеников 36 ответили правильно, 42 ученика не правильно, 2 ничего не ответили.

 

Интересные ответы на вопрос №1: Фразеологизм это - образное сравнение; крылатое выражение; переносное значение; эпитет; оборот речи; крылатое устойчивое выражение; переносное значение словосочетания или слова; короткое поучительное предложение; слова в переносном значении; словосочетание в переносном значении; слова, которые реже слышны в нашей речи; их изучает фразеология; словосочетание; сочетание слов, связанное с жизнью; словосочетание чтобы научить новому и фразеологизм изучает фразеологию.
          
Вопрос №2:Напишите значение фразеологизма «Авгиевы конюшни».
          
На вопрос №2 из 80 учеников 30 правильно написали значение, 25 учеников - не правильно и 25 ничего не ответили.

Интересные ответы на вопрос №2: красивые конюшни; умелые руки; семья; это когда за кого-то делают его работу; конюшни Авгия; большой богатый дом; особая конюшня, отличающаяся от других; удачная конюшня; что-то плохо сделанное; трудное опасное задание; базар; медленное действие; название конюшни; очень кропотливо, усердно работать; там, где нет лошадей; чистые конюшни; сборище людей; работа; мало места; ловушка; побегаловка; плохое место; богатое место.

Вопрос №3: Напишите 3 фразеологизма, которые вы часто используете в жизни.

Мы сделали таблицу: «5 самых популярных фразеологизмов, которые часто используются в жизни учеников 5-ых классов:

1. Бить баклуши

23

2. Кто наплакал

16

3.Водить за нос

15

4.Вешать лапшу на уши. Как снег на голову

7

5. Ахиллесова пята

6

На вопрос №3 из 80 учеников 30 не смогли написать 3 фразеологизма, а 50 смогли.

Вопрос №4: Нужны ли в нашей жизни фразеологизмы? Зачем?

Из 80 учеников 65 написали что фразеологизмы нужны, а 15 что не нужны.

Вопрос №1: Что такое фразеологизм?

На вопрос №1 из 48 родителей правильно ответили 14,неправильно – 34.

Вопрос №2: Напишите значение фразеологизма «Авгиевы конюшни».

На вопрос №2 из 48 родителей правильно ответили 33.неправильно – 15.

Вопрос №3:напишите 3 фразеологизма, которые вы чаще используете в своей речи. По итогам вопроса №3, мы составили ТОП 5 фразеологизмов, которые чаще всего употребляют родители пятиклассников:

   1.«Зарубить на носу» (10 человек)

   2. «Бить баклуши» (7 человек)

   3.«Золотые руки» (5 человек)

   4. «Водить за нос» (4 человека)

  5. «Медвежья услуга»(3 человека)

Вопрос №4: Нужны ли фразеологизмы в нашей речи? Все родители ответили, что нужны.

Что такое фразеологизмы? Дайте короткий ответ.

  1. Объясните значение фразеологизма «Авгиевы конюшни».

  2. Напишите 3 фразеологизмов, которые вы чаще всего употребляете в своей речи.

    Нужны ли в нашей речи фразеологизмы?

    Исследование частоты употребления фразеологизмов среди семиклассников. Результаты получились не просто интересные, но даже неожиданные.

    Всего было опрошено 62 семиклассника. Им были предложены следующие вопросы:

         1. Какие фразеологизмы чаще всего встречаются вам в повседневной жизни?

         2.Часто ли вы используете фразеологизмы в своей речи?

         3. Как вы думаете, востребованы ли фразеологизмы в современной речи?

    И вот какие результаты мы получили: наши семиклассники считают, что чаще всего встречаются фразеологизмы, обозначающие качество и количество, такие как «с гулькин нос» (40% опрошенных), «кот наплакал» (20%).

                На второй вопрос семиклассники ответили, что они нечасто используют фразеологизмы в повседневной речи (таких оказалось 30%), а если используют, то в качестве поучения или в разговорах (20%). Вообще не используют – 50%.

                Отвечая на третий вопрос, оказалось, что фразеологизмы востребованы в современной речи, так считает большинство семиклассников (65%).

    Итак, употребление фразеологизмов в речи делает ее красочной и образной, ведь чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

     

    5. Сообщение «История происхождения фразеологизмов».

    В результате нашего исследования, мы выяснили, что и ученики, и родители имеют представление о том, что такое фразеологизмы. А знаем ли мы, как развивалась наука о фразеологизмах?

    Выступление учеников «История изучения фразеологизмов»

1.Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов А.А. Потебней, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.

Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути их дальнейшего изучения. С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке.

2.В настоящее время фразеология продолжает своё развитие. До сих пор среди фразеологов нет полного единства в определении фразеологизма в современном языкознании. Некоторые исследователи считают, что к фразеологии относятся только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов). Да, фразеологизмы похожи на пословицы, но, в отличие от них, не являются законченными предложениями.

Другие учёные в состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова».

3. Источники русских фразеологизмов:

- Фразеологизмы русского происхождения:

Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка-предка. (сматывать удочки,     расправлять крылья)

Многие фразеологизмы имеют литературное происхождение.(Голый король

Счастливые часов не наблюдают)

Во многих фразеологизмах русского языка отражаются традиции, обычаи и поверья русского народа, различные реалии, факты его истории. Многие фразеологизмы уходят корнями в профессиональную речь. Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии

Например:мелкая сошка,Пуд соли съесть,

  • Заимствованные фразеологизмы:

    1.Заимствованные из старославянского языка (Библия - один из источников

    русских фразеологизмов)Блудный сын, Вавилонское столпотворение,

           2. Заимствованныеиз западноевропейских языков:древнейшие заимствования из латинского или древнегреческого языков; более поздние заимствования из французского, немецкого и английского языков: Гордиев узел, Дамоклов меч, Финит а ля комедия, Ахиллесова пята

    6. Работа в группах.

    Задание 1. Присутствующие делятся на группы. На разноцветных листочках написаны начало и продолжение ФО. Участники берут по одному листочку и находят себе пару (начало или конец ФО). Таких групп может быть несколько. Ведущий проверяет правильность образованных фразеологизмов в каждой команде. Приложение 1. Делимся на команды. «Найди пару».

    Задание 2. «Кто больше!» Посмотреть мультфильм о фразеологизмах. Задание: услышать как можно больше фразеологизмов.

    Слушают, записывают, объясняют значение. Выходят по одному представителю от команды и по очереди озвучивают значение ФО.

    7. Выступление ведущих об особенностях употребления ФО в речи.

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания и поэтому надо помнить об особенностях их употребления в речи.

    Особенности употребления фразеологизмов в речи

    1. Воспроизводимость фразеологизмов в речи. Фразеологизмы не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке.

    2. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов.

    3. Многие фразеологизмы эквивалентны одному слову (раскинуть умом - подумать). Эти фразеологизмы имеют нерасчлененное значение. Однако есть и такие, которые можно приравнять к целому описательному выражению.

    4. Фразеологизмы характеризует постоянство состава. Не допускают замены одного слова другим.

    5. Большинству фразеологизмов свойственна непроницаемость структуры: не допускается включение в них новых слов.

    6. Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются грамматические формы слов.

    7. Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов.

    Перестановка компонентов обычно допускается во фразеологизмах, состоящих из глагола и зависимых от него именных форм.

    8. Работа в группах.

    Задание 3. Конструирование ФО из журнальных вырезок.

    Группам раздаются журналы и газеты, ребята вырезают из них картинки и наклеивают их на бумагу так, чтобы получился ФО.

    Задание 4. «Исправь ошибку». На слайде ФО с ошибками.

    ФО воспроизводятся в том виде, в каком они закрепились в языке. Неоправданное употребление фразеологизма противоречит нормам литературного языка. Пример: работать не спуская рукавов (неправильное употребление, нужно – работать спустя рукава)

    Часто в СМС встречаются неправильные сочетания:

    Играет значение (вместо играет роль или имеет значение); взять себе львиную часть (вместо львиную долю); красной линией проходит мысль (вместо красной нитью); пускать туман в глаза (вместо пускать пыль в глаза);одержать успехи (вместо одержать победу или добиться успехов); имеет интерес для нас (вместо представляет интерес).

    Записывают правильные варианты

    9. Рефлексия

    Раздаются листочки с рефлексивными вопросами

    Продолжите предложение:

    Сегодня я научился(лась)…

    Я понял(а)…

    Меня удивило…

    Я задал(а) себе вопрос…

     

     

    Приложение 1. Делимся на команды. «Найди пару».

Поминай

как звали

Водить

за нос

Ломать

голову

Сдержать

слово

Сматывать

удочки

Ахиллесова

пята

Нить

Ариадны

Дамоклов

меч

Ни свет

ни заря

Смотреть

сквозь пальцы

Витать

в облаках

Море

по колено

Дело

в шляпе

И след

простыл

Во всю

прыть

Бить

баклуши

Приложение 2. «Кто больше?» (Фразеологизмы из мультфильма)

1.Как белка в колесе - очень суетливо, активно, без остановки и отдыха.

2.Держать в ежовых рукавицах – быть строгим в обращении с кем-либо, не делать кому-либо поблажек.

3.Стоять на часах. - Находиться в карауле. Охранять.

4.Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

5.Идти по горячим следам - немедленно,   сразу же после случившегося.

6.Как баран на новые ворота - выглядеть растерянным, сконфуженным; глазеть с глупым видом.

7.Как на ладони - очень хорошо видно.

8.Взять быка за рогаперейти непосредственно к делу, к предмету разговора.

9.Как сельди в бочке - в большом количестве и в тесноте (обычно — о скоплении людей).

10.Крокодиловы слезы – выражать сочувствие неискренне, причиной, которого, может быть он сам.

11.Разинуть рот -  Начинать высказывать своё мнение, начинать что-либо говорить.

12.Остаться у разбитого корыта - остаться ни с чем, потерять всё нажитое, приобретённое.

 
© 2018 Лицей 44. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.