Издание школьной газеты (Т.П.Земскова, Г.М.Сизякова)

E-mail Печать PDF

Издание школьной газеты

как составляющая часть образовательной деятельности лицея.

Земскова Т.П., заместитель директора;

Сизякова Г.М., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары

На современном этапе качественное образование школьников сложно представить без системы дополнительных образовательных услуг. Помимо факультативных курсов, кружковых занятий, предметных вечеров, олимпиад, викторин и т.д., система дополнительного образования может включать в себя работу над созданием школьной печати. Основной объем информации по предметам учащиеся получают из учебников и учебных пособий, что не всегда эффективно стимулирует интерес школьников к учебе. Многие учителя пытаются решить эту проблему, оформляя стенды, выпуская совместно с учащимися газеты. Поэтому сегодня редкая школа обходится без выпуска собственной газеты или  журнала. Дети и подростки нуждаются в подобного рода изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать.  

Школьную газету можно рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? И снова помогает найти ответы на эти вопросы школьная газета.

Актуальность подобного опыта работы в наше время очевидна. Такой вид деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Цель данной статьи в том, чтобы обосновать эффективность работы школьной периодической печати, как внеклассной деятельности  по формированию нравственности, патриотизма подрастающего поколения, средства развития творческих способностей учащихся.

Достижение цели обеспечивается разрешением следующих задач:

- выявить возможности применения школьной печати для развития творческих способностей учащихся;

- предоставить условия для самореализации и развития организаторских качеств подростков, участвующих в издательской деятельности;

- приобщить школьников к реальному созданию и разумному потреблению духовных ценностей;

- изучить как традиционные, так и новые формы организационной работы в издательской деятельности с учащимися.

Личный вклад авторов статьи заключается в создании оригинального продукта в виде методики организации издательской деятельности в школе.

Школьная газета, выступая одной из форм деятельности в сфере дополнительного образования, дает педагогу возможность прививать интерес учащихся к разным предметам, развивать творческие способности учащихся. На наш взгляд, можно выделить несколько основных видов школьных газет:

- газета-приложение. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.);

- газета-молния. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть; в) когда произошло какое-то событие и т.д. Рядом с газетой-“молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.

- боевой листок. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “боевой” - значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д. “листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это могут быть интервью или заметка и фельетон. Хорошо часть работы, связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении фактов;

-“живая газета”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны. Ее появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. “живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-своему раскрывает содержание темы. “живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Программа “живой газеты” может сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для “живой газеты” важны актуальность и злободневность;

-пресс-бюллетень. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д. это оперативная работа. значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле.

Поставив своей целью создать газету, педагог должен, прежде всего, ориентироваться на интересы школьников. Школьникам, выпускающим газету, эта работа приносит большую пользу. Им приходится подбирать материалы для газеты, и для этого они знакомятся с различными книгами, выбирают из них нужный материал, отбирают самое главное, литературно обрабатывают отобранное. Все это благотворно сказывается на расширении кругозора учащихся, на их навыках чтения  литературы, на их речи и грамотности. Поставив перед собой столь благородную цель, педагог первоначально должен определиться с некоторыми важными вопросами: состав редколлегии, цели, задачи, принципы газеты. Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: корреспонденты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть юнкоров? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д. Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы. Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок. Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe Photoshop, Corel Draw и т.д. Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам, и кто тоже может писать собственные материалы. Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.

Такой состав редакции может быть в любом школьном пресс-центре.

На наш взгляд качественный выпуск газеты возможен, если сформированы и поддерживаются на протяжении всего времени выпуска некоторые принципы газеты. Выделим некоторые из них.

1. Регулярность. На наш взгляд - это один из важнейших принципов газеты. Заданные наперед сроки выпуска очередного номера газеты обеспечивают интерес школьников, которые ждут его с нетерпением. Так же это будет "подстегивать" редколлегию к заблоговременному поиску, сбору и обсуждению, а в конечном итоге к созданию очередного номера газеты.

2. Массовость. Во-первых, этот принцип обеспечивает вовлечение основной массы школьников в жизнь школы, интерес к интеллектуальному творческому труду, во-вторых, еще большую заинтересованность ребят, работающих над созданием газеты, ведь результаты их труда увидит вся школа.

3. Привлекательность. Газета должна привлекать внимание, заинтересовывать ребят, читающих ее. Если газета сделана неопрятно, не творчески, материал подобран не качественно, оформлена она не красиво, то, естественно, никакого интереса при ее чтении у основной массы школьников не появится и цели, поставленные педагогом достигнуты не будут. Поэтому при создании газеты очень важно художественное творчество школьников, которое нужно приветствовать и всячески поощрять.

4. Демократичность. К публикациям в газете должны быть допущены все желающие, газета должна быть демократичной. Этот принцип должен обеспечить больший объем материалов для публикации и вовлечение основной массы школьников в жизнь кружка, газеты, а в конечном итоге - в жизнь школы. Материалы для очередного номера газеты может отбирать главный редактор, но лучше, если это будет происходить в ходе обсуждения и, если понадобится, голосования среди членов редакционной коллегии.

В течение нескольких лет в школе назревала потребность в своей школьной прессе, выпускаемой самими учащимися. По просьбе учащихся было создано детское объединение «Акулы пера», главной целью которого является выпуск общешкольной газеты «Лестница успеха». Детское объединение предназначено для совершенствования навыков литературного жанра и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

Подготовка газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и верстка. Руководит работой пресс-центра два учителя русского языка и учитель информатики. В результате работы с детьми по выпуску газеты возрастает их мотивация к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Тематика газеты «Лестница успеха» отражает проблемы повседневной школьной жизни: учебу, досуг, творчество и т.д. Выпуском газеты дети занимаются во внеурочное время. Школьная газета – мощное воспитательное средство. Эта работа способствует сплоченности детей, развитию их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном и классном коллективе. Мы можем констатировать расширение эрудиции и кругозора участников. Работа в газете требует постоянного напряжения интеллектуальных и нравственных сил школьников для решения, постоянно возникающих проблем, что повышает способность решать их совместными усилиями, выполняя разные социальные роли. Что касается чисто технической стороны дела, дети проходят путь от владения основными приемами ввода и редактирования текста до хороших навыков по форматированию текста, подготовке графики и верстке с использованием издательских систем. Получают представление о структуре электронных писем и начальные навыки работы в Интернете. Как в любой творческой работе, в процессе выпуска каждого номера возникают трудности. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска газеты для избранного круга читателей (по принципу – сами пишем, сами читаем), нужно расширять круг корреспондентов. Проводятся читательские конференции, на которых обсуждается содержание напечатанных материалов, а также другие мероприятия с целью привлечения большего количества учащихся к сотрудничеству, обеспечения преемственности в работе редакции, чтобы сделать издание действительно общешкольным, интересным для всех – учеников, учителей, родителей.

Таким образом, школьный издательский центр кроме «промышленной» задачи – выпуска газеты, помогает решать и учебные, и воспитательные, что способствует подготовке к жизни в современном информационном мире, работает на формирование информационной культуры человека.

Использованная литература

  1. ЛазутинаГ. В. Основытворческойдеятельностижурналиста: Учебник для вузов.- М.:«Аспект Пресс», 2001.- 240 с.

  2. Методы журналистского творчества / Под ред. В. М. Горохова.- М.: Из-во МГУ, 1982.- 151с.

  3. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов/ Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, 2000. - 272 с.

  4. URL: http://edu.tsu.ru/res/1853/ Работа журналиста: Учебное пособие.

  5. URL: http://edu.tsu.ru/res/1915/ Школьная газета: Учебное пособие

 
© 2018 Лицей 44. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.